В Украине идет подготовка к местным выборам, которые должны состояться 25 октября 2020 года.
Как будут проходить местные выборы в Украине, анализировали ряд СМИ, в числе которых «Страна» и «ДЕЛО».

Сегодня избирательная кампания — 2020 находится на первом этапе — технологическом, т.е. политические игроки определяют ее стратегию и проводят социологические замеры по регионам и оценивают рейтинги. А в июле будет начинаться переход к следующей фазе — работа «полевиков», агитаторов, медиакампания.

Отдельные потенциальные кандидаты уже приступили к непосредственной работе с избирателями. Нормы действующего законодательства этот процесс остановить не могут, хотя это неравные условия для кандидатов и это возможные существенные нарушения принципов избирательной кампании. До 5 сентября, пока не стартует избирательная кампания, кандидат, не зарегистрированный как субъект избирательного процесса, может позволять себе любые действия. Потенциальные кандидаты обеспечивают большую узнаваемость, но на выборах им нужна не она, а голоса, и с этим могут быть проблемы.

Профильный комитет Рады по вопросам организации государственной власти утвердил изменения в Избирательный кодекс, по которым эти выборы пройдут по открытым спискам в населенных пунктах с населением от 10 тысяч человек. За эти изменения должна проголосовать Рада, хотя часть депутатов предлагает, чтобы открытые списки действовали в населенных пунктах, где население более 35 тысяч человек. Комитет также утвердил форму будущего бюллетеня на выборы, но и он вызвал критику.
Выборы должны пройти на новой территориальной основе на уровне громад и районов. В Раде торопились утвердить нарезку новых районов уже в июле, но этот вопрос забуксовал – слишком много громад остались недовольны тем, как нарезали их населенные пункты.
Несмотря на промедление с этим вопросом, парламент готовится к выборам по-новому: провести их по открытым партийным спискам для всех населенных пунктов, где население больше 10 тысяч человек. Речь идет о всех типах громад – городских, сельских и поселковых. По нынешнему избирательному кодексу (который приняли за основу в начале июня нынешнего года) порог «партизации» 15 тысяч человек.
Снижение барьера означает, что местным лидерам, например, главам сельсоветов (в тех селах, где население более 10 000), которых могли бы поддержать избиратели, если бы выборы проходили на мажоритарной основе, необходимо будет искать для себя партию, которая сможет выиграть в этих громадах. То же самое касается и лидеров трудовых коллективов крупных предприятий. Если раньше они могли баллотироваться без партийной привязки, то теперь они тоже должны будут идти под партийными флагами.

Как будет выглядеть будущий избирательный бюллетень на выборах по открытым партийным спискам.

Первая колонка – это политическая партия, которая идет на выборы. Дальше следует две клеточки. Одна – для «галочки» за непосредственно партию, другая – с точками, напоминающими трафарет для написания индексов на конвертах – предназначена для того, чтобы избиратель выбрал номер кандидата — «списочника», которого он хочет видеть в своем местном совете. Сам список этих партийных кандидатов – в правой колонке бюллетеня. Для того, чтобы именно этот списочник оказался в местном совете, во-первых, должна победить его партия, во-вторых, он лично должен пройти 5% барьер избирательной квоты на своем округе. В каждом округе бюллетень будет отличаться именно фамилиями кандидатов — «списочников».

Эта система может оказаться сложной и для избирателей и для членов избирательных комиссий.

Раньше при подсчете голосов раскладывали бюллетени по столбикам, за какую партию, кто проголосовал. А теперь еще придется самый большой столбик раскладывать по рейтингу кандидатов. Поэтому подсчет голосов будет затянут и будет большая путаница на выборах.

Исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан отметил: «Сам по себе бюллетень для голосования за списки партий является сложным для понимания, как для большинства избирателей, так и для членов избирательных комиссий. Избиратели будут ошибаться, как и за кого голосовать, не понимая саму систему применения внутрипартийного рейтинга кандидатов и рейтинга партий. Для небольших общин, в которых такая система не применялась, такие ошибки будут носить системный характер. Для городов областного значения добавляется еще один бюллетень – выборы в районные советы. Кроме дополнительных расходов из бюджета, это также дополнительная нагрузка на участковые комиссии. В ЦИК слишком мало времени, чтобы провести качественное обучение членов избирательных участков всех уровней по работе с такими сложными бюллетенями».

Главная проблема будущих выборов – это то, что такая партийная система с открытыми списками по сути превратится в мажоритарку, но уже внутри каждого отдельно взятого округа. Например, партия решает поставить кандидата на восьмое место в списке в этот округ, а избиратели ему отдадут предпочтение и вытянут его на первое место в этом округе. Поэтому за узнаваемость в своих округах кандидаты в депутаты тоже будут бороться.

Избиратель не обязан голосовать за конкретного кандидата. Он может просто проголосовать за партию, а конкретный номер кандидата не указывать, и это значит, что он соглашается с тем порядком, в котором партия расставила своих кандидатов на округ. Порядок в партийном списке имеет значение, дает больше шансов пройти в местные советы.

Сложность системы голосования увеличивает роль избирательных комиссий, а это повышает коррупционные риски, так как и на этом уровне будет идти конкуренция между членами одной и той же команды.
Народные депутаты планируют на последней пленарной неделе текущей сессии принимать изменения к избирательному кодексу и назначат выборы в местные органы власти.

Еще в мае Центральная избирательная комиссия передала в профильный парламентский комитет перечень проблем, которые могут возникнуть во время подготовки к местным выборам:
• неопределенность с эпидемической ситуацией в Украине из-за распространения коронавируса во время избирательного процесса местных выборов и необходимость принятия дополнительных средств защиты всеми субъектами избирательного процесса в случае проведения избирательного процесса в условиях карантина.
• незавершенность реформы административно-территориального устройства, вероятность пересмотра ряда положений Избирательного кодекса в случае ее реализации;
• наличие временно оккупированных территорий, определение границ территорий, на которых выборы не могут организовываться и проводиться;
• проблемы с финансированием местных выборов (сокращение бюджета с 1,5 миллиарда гривен до 1 миллиарда).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *