Как изменятся трудовые отношения в нашей стране и какие электронные сервисы для бизнеса появятся в скором времени в Украине, рассказал в интервью заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Игорь Дядюра

Решения каких проблем стоит ожидать бизнесу в ближайшее время в сфере трудовых отношений?

Скоро будет внесен очень важный законопроект о дерегуляции трудовых отношений. Этим документом мы отменяем кучу бумажек. Вернее, не отменяем, а оставляем на усмотрение работодателя.

Например, график отпусков, уведомления о начале отпусков, правила трудового распорядка и другие бумаги, которые сегодня на большинстве предприятий ведутся формально, больше – для проверяющих.

Они, эти документы, должны остаться только там, где это необходимо для производства, и там, где об обязательности документального оформления договорились работодатель и трудовой коллектив.

Для чего «фопу», у которого трое наемных сотрудников, какой-то график отпусков? У меня 41 год трудового стажа. Когда мне надо было идти в отпуск, я шел и договаривался с руководителем.

Профсоюзам это не очень нравится, ведь с ними согласовывают эти бумаги. Но зачем это делать на малых предприятиях и у «фопов», ведь задача таких организаций – защищать права работников, а не что-то там согласовывать.

Раньше и профсоюзы, и работодатели были не удовлетворены государством. Теперь нам удалось наладить диалог. При встречах я прошу обе стороны договориться между собой, а государство будет медиатором.

Например, сколько минимальных часов нужно оплачивать при нестандартных формах занятости. Одни говорят – 8, другие – 60. Спорили, сошлись на 32 часах.

Фактически, если работника и работодателя устраивает и нет особых требований по безопасности, то стороны могут ограничиться подписанием одного договора.

Для ФЛП мы планируем создать типовой трудовой договор, в который включат все необходимые пункты. И когда придет проверка, она не будет в праве требовать кучу ненужных «бумажек».

Мы сделали еще одну классную вещь. Вместе с Госстатом в прошлом году мы отменили 10 отчетов. Еще 12 сокращены радикально: раньше было на пяти страницах, а теперь – на двух. Причем не за счет потери каких-либо данных, необходимых для управления государством, а за счет замены их на административные данные.Например, все наши ВУЗы подавали одни и те же отчеты в Министерство образования и науки (МОН) и в Госстат: о количестве кандидатов наук, о педагогическом коллективе. Теперь же Госстат берет данные из МОН.

То же мы намерены сделать с налоговой отчетностью. Даже уже делаем: те отчеты, которые нужно было подавать каждый месяц, теперь – раз в квартал.

У нас очень много времени уходит на заполнение всех документов при уплате налогов. В странах, которые на первых местах по этому параметру – в Новой Зеландии, Сингапуре, Тайване – нужен всего один отчет в год. Налоги платишь ежемесячно, а отчитываешься – раз в год.

Когда у нас так будет?

Будет. Когда я только пришел в Минэкономики год назад, у меня была иллюзия, что можно будет сделать все быстро. Раз – шашкой махнул и готово. Нужно время, не потому что ленивые люди сидят в министерстве и ничего не делают, а потому что действительно нужно время.

Все делать нужно аккуратно, надежно, так, чтобы никто потом не отменил. И, что очень важно, так, чтобы не испортить отношения с Европой.

Некоторые отчеты мы не можем отменить, потому что они предусмотрены в Евросоюзе. Сколько компьютеров у тебя на фирме – до сих пор подается такой отчет. Мы хотим его отменить, он устарел.

О цифровых проектах Минэкономики

За четыре цифровых проекта отвечаю я лично как заместитель министра экономики.

«Е-дозвіл» – это главный проект, он практически на старте. Он призван реформировать и оцифровать разрешительную систему в Украине.

Приблизительно 20% всех лицензионных реестров ведется в «амбарных» книгах. Около трети – в «экселе». Классический пример – реестр операторов и провайдеров на сайте Нацкомиссии регулирования связи и информатизации. Это никакая не база.

Есть много классно сделанных реестров, но они созданы по-разному. Сейчас мы все это объединяем в единую систему, даем типовое решение. Для тех, у кого свои мощные системы – мы даем возможность подключиться по API.

Что получит бизнес? Удобный интерфейс – через «Дію», мобильное приложение и веб-портал, где можно подать все необходимые документы. Видеть, где находится твоя заявка и получить в электронной форме все необходимое. То есть не отправлять на бумаге или по э-мейлу.

Важный момент. На сегодня контроль осуществляет Государственная регуляторная служба. Чтобы она начала действовать, нужно, чтобы ты пожаловался.Сейчас в системе заложены сроки. Если какая-то лицензия должна быть выдана за 10 дней, то на 11-й загорается «красная лампочка» у органа, которые этот процесс контролирует. Для бизнеса это будет значительным облегчением.

Когда заработает «Е-дозвіл»?

Думаю, что летом 10 первых заработают.

В каких именно отраслях?

В первом пакете будут наиболее популярные – наркотические вещества, алкоголь и табак. Именно в этих отраслях больше всего проблем.

Мы делаем для Министерства внутренних дел автоматизацию разрешений на наркотические вещества. Для налоговой – на алкоголь. Для отелей и туристической индустрии тоже будет подобная система.

Мы делаем платформу, но это не самое главное – после «Е-дозвіл» будет «е-підприємець».

Для того, чтобы открыть парикмахерскую, нужно 18 разрешений и согласований. Сейчас нельзя подать все документы, потому что один является составной частью другого и т.д.

Мы создаем платформу, на которой можно будет выбирать услуги (разрешения, регистрации, согласования и т.д.). Как в интернет-магазине, в корзину «складываешь» то, что тебе необходимо.

Нужно только подать минимум документов, например, паспорт. Машина начнет сама работать – на выходе ты получаешь готовый пакет из 18 документов.

Когда начнет действовать эта система?

Проект правительственного постановления на согласовании. С органами центральной власти мы все отработаем. Но дело в том, что какие-то разрешения выдают местные власти. С ними мы тоже сотрудничаем. Первыми на очереди стоят Львов, Днепр и Киев, возможно, еще Одесса и Харьков.

Третий проект это «Е-споживач». Элементы этого проекта уже существуют. Например, на правительственном портале есть форма, где можно подать жалобу. Но ее необходимо оптимизировать.

Когда мне «Евро-реконструкция» за горячую воду насчитала лишние деньги, то у меня процесс занял полтора года, чтобы вернуть свои 12 тыс. грн.

Мы хотим это упростить, чтобы был нормальный электронный кабинет для подачи заявлений или жалоб. Чтобы к нему были подключены все нужные службы.

Когда я пришел в Минэкономики, то спросил: «Сколько было жалоб на «Киевводоканал» в 2019 году?» Мне ответили, что ответ будет готов через две недели. Оказалось, что нужно поднимать вручную все дела и просматривать их.

Вместо этого мы намерены создать систему, чтобы было сразу понятно, на кого и на что жаловались, какое в результате решение.

Статистика жалоб позволит понять, что и где не работает, и, соответственно, как нужно изменить законодательство.

Четвертый проект «Е-ДП» – государственные и коммунальные предприятия. Сведем данные воедино и сможем понять, кто работает эффективно, а кто – нет.

Естественно, коммунальные предприятия (КП) – это прерогатива местных властей. Но иногда эти субъекты хозяйствования «искажают» экономику.Классический пример – какой-то «благоустрий» переложил 20 метров тротуарной плитки. Не понимаю, зачем для этого содержать КП? Почему эта услуга не заказывается через Prozorro на открытом рынке?

Ну нет никакого «Нью-Йорк благоустрий», так не делается. А у нас в Киеве по одной версии – 600, по другой – 800 коммунальных предприятий.

Я понимаю существование «Киевского метрополитена», «Киевпасстранса» и других. Но зачем 600? Кроме того, как киевлянин – не вижу эффективности их работы. Вообще не вижу ничего об этих предприятиях.

О рыночном надзоре непищевой продукции

Мне летом будет 59 лет, и я хочу успеть как можно больше всего того, что я хотел сделать всю свою жизнь. Используя возможности – легальные и правильные – которые дает должность заместителя министра.

Мы идем в Европу и обязаны защищать нашего потребителя, «белый» честный бизнес. Продукция должна быть безопасной.

Например, такие категории – детские игрушки, электроника, одежда и обувь. Человек, который надевает обувь, должен быть уверен, что в ней нет никакой опасной химии. Ребенок должен быть защищен от ситуаций, когда он лизнул игрушку и отравился свинцом, например.

Ненужные и большие штрафы – до 51 тыс. грн – мы убрали. Но там, где они необходимы, мы оставили санкционные меры.

Соответствующие законопроекты будут разработаны приблизительно в течение месяца, дальше все зависит от Верховной Рады. Для того, чтобы сделать это быстро, мы договорились действовать через депутатов. Потому что согласование законопроектов, разрабатываемых правительством, занимает минимум полгода.

Сколько времени Вы намерены работать в Минэкономики?

Пока не выгонят, пока живой или пока здесь не будет Сингапур – то есть правильная, удобная для бизнеса среда. Я на пенсию пока не собираюсь, мне нравится менять окружающий мир.

Впереди у меня еще много проектов и планов. Например, с Минмолодежспортом мы работаем над изменением кодификатора профессий – добавим «киберспорт».

Согласитесь, когда технари и программисты вынуждены указывать себе профессию «оператор компьютерного набора» – это ненормально. Это отдельная большая реформа, которую мы делаем с Национальным агентством классификации.

Она основана на создании профессиональных стандартов. Если какой-то профессии еще нет в кодификаторе, то она будет появляться там вместе с утверждением профессионального стандарта, одним приказом Минэкономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *