30 января в малом зале горсовета состоялось заседание Общественного совета рынка недвижимости Николаева, где по инициативе Общественной организации «РозУМ» обсудили экологическую ситуацию в городе.

Тема собрала большое количество представителей СМИ. Участие в обсуждении приняли первый заместитель мэра В. Крыленко, депутат горсовета В. Апанасенко. Было бы желательно присутствие представителей управления экологии департамента ЖКХ, а также постоянной депутатской комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и строительства, регулирования земельных отношений и экологии. Но вряд ли такое желание было у них.

Тон заседанию задал Петр Мойсол председатель Общественного совета рынка недвижимости Николаева и соучредитель ОО «РозУМ».

Прежде всего, он пояснил, какое отношение Совет рынка Недвижимости имеет к экологии?

«Вся экономическая деятельность на Земле, направлена на создание системы жизнеобеспечения человека, и экология, в этой связи, в последнее время, играет все большую и большую роль. И город Николаев  в этом случае не исключение», — сказал П. Мойсол.

И напомнил, что в этом году на Всемирном Экономическом форуме в Давосе, главной темой стали изменения климата на планете Земля. Мир озаботился концепцией «Зеленой экономика», в соответствии с которой экономическая деятельность не должна   ухудшать природные системы жизнедеятельности человека и не создавать вредные условия для жизни. Катаклизмы 2019 года (пожары в Калифорнии, Бразилии, России, Австралии) привели к утрате десятков миллионов гектаров леса. А это легкие нашей планеты. От негативных последствий климатических изменений уже пострадали миллионы людей, экономические потери превышают триллионы долларов, а природные — не поддаются измерению. Самые богатые мира, наконец-то поняли, что закрывать глаза на климатические проблемы больше нельзя, это проблема всего человечества, и спрятаться от нее в одиночку не получится.

Для Николаева сегодня одними из наиболее актуальных стали проблемы экологии. Рожденный городом корабелов, он хаотически трансформируется в город-порт. Но инфраструктура города создавалась под кораблестроение. Сегодня портовая деятельность ее уничтожает. В советские годы дорожная инфраструктура Николаева создавалась с возможностью перевозки 2-3 млн. тонн грузов. В 2019 году через Николаевский морской порт переработали более 33 млн. тонн.

(СПРАВКА: Пресс-служба Николаевского морпорта сообщила, что стивидорные компании и предприятия морской отрасли, работающие в акватории порта, в 2019 году поставили очередной рекорд в перевалке грузов – 33,4 млн. т, увеличив показатель предыдущего года на 14,5%. Пресс-центр порта «Ника-Тера» информировал, что в 2019 году порт обработал 8,6 млн. ​т и показал прирост за год на 49%).

По словам председателя Совета рынка недвижимости Николаева, дорожная инфраструктура города перегружена в 10 и более раз, а в планах портовиков увеличение объемов перевалки до 50-70 и более млн. тонн.

(СПРАВКА: Совет морского порта Николаева поддержал проект ООО «КОФКО АГРИ РЕСОРСИЗ УКРАИНА», реализация которого увеличит перевалку на 4 млн. т. Катарская компания QTerminals, став концессионером «Стивидорной компании «Ольвия», намерена порт превратить в зерновой хаб. Об этом сказал 31 января представитель катарской QTerminals Невилл Биссетт.)

Петр Мойсол отметил, что сегодня горожане лицом к лицу столкнулись с грузопотоками на предприятия морехозяйственного комплекса города. По улицам движутся грузовые автомобили 50, 60 и был факт в 130 тонн. Автодороги, идущие к портам и терминалам, превращены в не проезжаемые и даже не проходимые. Город за бюджетные средства ремонтировал местами дороги, но их «живучесть» минимальная. В текущем году в мэрии заявили о строительстве первой в Николаеве бетонной дороги по ул. Новозаводской. Но об участии в этом проекте портовики не сообщали. Места отстоя большегрузного транспорта на улицах вокруг порта, где находится частный сектор, создали огромные проблемы горожанам, в том числе санитарные.

По словам Петра Мойсола, данное мероприятие организовано, чтобы привлечь внимание горожан к серьезным последствиям для их жизни от загрязнения воздуха, водной акватории вокруг города от деятельности морехозяйственного комплекса.

Об экологических проблемах в 2018 году проинформировали руководство города.

В ЧНУ им. П. Могилы по просьбе рабочей группы морехозяйственного комплекса Николаева провели научно-практическую конференцию на тему  «Экологическая безопасность водной и воздушной среды г. Николаева». Уже тогда стало известно, что основным источником загрязнения является работа дизельных двигателей грузовых автомобилей. По итогам этого мероприятия Совет рынка недвижимости и Рабочая группа морехозяйственного комплекса рекомендовали городскому голове и секретарю горсовета на период анализа ситуации с экологией города объявить мораторий на выдачу новых градостроительных условий на строительство новых портовых мощностей. К сожалению, к этому не прислушались.

А Мининфраструктуры совместно с АМПУ ратуют за увеличение перевалки в портах Николаева и обосновывают это привлечением инвесторов в морехозяйственный комплекс. Зато городу остается задача содержания и восстановления дорожной инфраструктуры.

Петр Мойсол сказал, что вопросы экологической безопасности горожан они  поднимали в 2019 году на встрече с предыдущим министром, но обращения рабочей группы проигнорированы.

Доклад П. Мойсола детализировали выступления преподавателей Черноморского национального университета имени Петра Могилы.

Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой экологии Людмила Григорьева представила удручающую картину загрязнения воздуха формальдегидами и диоксидом азота в Николаеве. Доклад основан на данных Николаевского областного гидрометеорологического центра. Она подчеркнула, что для улучшения ситуации городская власть должна принять решение об оптимизации сети наблюдений. Для этого требуется создать на базе ЧНУ Научно-аналитический центр по оценке экологического состояния окружающей среды Николаев. Также следует внедрить интеллектуальную транспортную систему, вынести за черту города транзит грузовиков.

Ее коллега Евгений Бессонов отметил, что все, что идет сверху по рекам Южный Буг и Ингул аккумулируется в водах вокруг Николаева. Водную акваторию загрязняют как портовая деятельность, так и жители города, которые врезаются в ливневые канализации для сброса своих стоков в лиман. Акватория страдает также и от климатических изменений. Уменьшается водность рек, а это снижает среду, в которой разбавляются отходы человеческой жизнедеятельности. «Проблема экологической безопасности водной среды есть, но в границах города ее не решить», — сказал Бессонов.

Нерадостную картину представил врач Вячеслав Загоруй. Он пояснил с медицинской точки зрения причину роста смертности из-за загрязнения воздуха. Николаевщина на 1 месте в Украине по содержанию формальдегидов в воздухе. Они есть и в квартирах жителей из-за мебели. В итоги круглые сутки горожане находятся под влиянием канцерагенов. «Это одна из тех причин, которая увеличивает заболеваемость, в том числе рост онкологических заболеваний», — констатировал медик. По его словам, загрязнение воздуха снижает число работоспособных николаевцев, создает опасность для жизни детей.

Обсуждение темы продолжили члены общественной организации «РозУМ» и других.

По итогам заседания принята резолюция, в которой указано:

— Рекомендовать городскому голове поручить управлению здравоохранения горсовета проинформировать жителей города о критическом состоянии воздушной среды.

— Рекомендовать городскому голове поручить управлению охраны здоровья предоставить населению рекомендации о методах защиты от негативных факторов загрязнения окружающей среды.

— Организовать на территории города мониторинговый пост для контроля состояния воздуха и воды.

— Рекомендовать городскому голове провести встречу с представителями портового бизнеса по ремонту улиц Новозаводской, Турбинной и Космонавтов.

— Рекомендовать городскому голове провести внеочередную сессию из-за критической ситуации с загрязнением воздуха.

— Рекомендовать городскому голове  и депутатам горсовета  принять решение о временном моратории на выдачу новых градостроительных условий  и ограничений на строительство новых портовых мощностей, увеличивающих грузопоток по городу.

— Решить вопрос объездной дороги, ведущей к предприятиям морехозяйственного комплекса Корабельного района.

— Рекомендовать главе Николаевской облгосадминистрации и депутатам облсовета  способствовать решению строительства мостового перехода через р. Южный Буг.

Первое заседание по экологической тематике преследовало главную цель – проинформировать горожан об экологической опасности от развития портовой деятельности.

ОО «РозУМ» надеется, что это позволит горожанам занять активную позицию и дать конкретные предложения по улучшению водной и воздушной среды г. Николаева.

Источник: ОО «РозУМ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *