9 июля состоялось заседание Совета ОО «РозУМ», с участием председателя правления П. Мойсол и членов Совета Э. Волошинович, В. Самойленко, А. Цымбалюк.  На заседании обсуждался ход подготовки к проведению «круглого стола» по вопросу формирования новых подходов к наполнению и расходованию бюджета Николаева. По результатам мероприятия были утверждены основные тезисы, которые могут стать основой для обсуждения этой темы жителями территориальной громады г.Николаева.

«РозУМ» — розумне управління містом. Что мы, члены «РозУМа», вкладываем в это понятие?

Каждый здравомыслящий человек, каждая семья, которые никогда не употребляют слово «бюджет», хорошо знают, что материальное и финансовое благополучие зависит от того, как они умеют зарабатывать деньги и как правильно в дальнейшем расходовать. И от того, насколько разумно это происходит, зависит успешность каждой отдельной ячейки общества.
А в чем отличия между бюджетом семьи и бюджетом города?

Разница только в объемах, а принципы формирования и расходования практически те же.
В последние годы, с целью интенсивного развития регионов и местного самоуправления, в Украине стремительно стала внедряться политика децентрализации, в результате которой произошла передача части функций и законодательных полномочий органов центральной власти на места, с соответствующим увеличением местных бюджетов для выполнения дополнительных функций. Даная реформа местного самоуправления резко увеличила бюджеты городов и на местах появились дополнительные финансовые ресурсы для содержания и развития. Если бюджет г. Николаева 2014 г. равнялся 2 млрд. грн., то в 2017 г. это было 4 млрд. грн, 2018 – 4,35 млрд. грн., 2019 — 4,7 млрд. грн.

Резкое увеличение бюджета города Николаева изначально привело к тому, что органы местного самоуправления не были готовыми для принятия разумных управленческих решений по использованию средств бюджета города. В Николаеве отсутствовала и отсутствует стратегия развития города, отсутствовали качественно разработанные программы развития в системе здравоохранения, образования, реконструкции инженерных коммуникаций, отсутствовала проектная документация на ремонт основных фондов территориальной общины и т.д. По этим причинам, впервые за всю историю города, возникла ситуация, когда у города на счетах накопились денежные средства, которые не было на что расходовать, из-за чего сотни миллионов гривен размещались на депозитах коммерческих банков, убеждая население в том, что таким образом зарабатываются деньги на перспективу. Со временем шок от объёмов поступлений прошел, немного разобрались, появились необходимые наработки по бюджету развития, деньги на депозитах в больших объемах уже не размещаются, а практически все используются в соответствии с принятыми планами.

На сегодня стало понятным, что того увеличения бюджета города, уже явно недостаточно для полноценного финансирования содержания и развития, необходимо срочно принимать меры для поиска новых источников наполнения и для формирования новых принципов расходования бюджета.
Члены команды РозУМ провели исследование в этом вопросе и предлагают территориальной общине свои рекомендации.

Бюджет, как и любая монета, имеет две стороны. Одна – это его доходная часть (формирование и наполнение), вторая – расходная часть, разумное использование средств. Если эти две стороны соответствуют друг другу, то это подтверждает, что территориальная община в полной мере спланировала свои расходы с возможными финансовыми поступлениями. А если ставится задача получить дополнительное развитие, то необходимо определить дополнительный источник финансовых поступлений в казну, что позволит реализовать новые планы, не нарушая действующие.

С целью возможной корректировки своих предложений по формированию новых принципов наполнения и расходования бюджета, 30 июня команда РозУМа провела заседание совета по этому вопросу. В качестве экспертов присутствовали известные специалисты в вопросах формирования и расходования бюджета – Бондаренко В.И. и Золотухин М.Е.
В процессе рассмотрения вопроса был проанализирован действующий порядок формирования и наполнения бюджета. Основополагающим принципом формирования бюджета города является привязка к основным экономическим параметрам, определяющим уровень заработной платы по Украине, размер пенсии, пособия и т.д. Дополнительно к этому на основании бюджетных запросов главных распорядителей бюджетных средств, согласованных в установленном порядке, а также при наличии принятых программ, идет формирование бюджета города.

Формирование бюджета – это обычно разработка нескольких его вариантов, и только впоследствии согласованный проект бюджета рассматривается и утверждается депутатами на сессии городского совета и становится основным финансовым документом города, на основании которого происходит расходование средств.

Главными действующими субъектами по формированию бюджета являются департаменты экономического развития и финансов. Впоследствии, налоговая служба и казначейство контролируют поступления в бюджет, в соответствии с действующим законодательством и местными нормативными актами, принятыми городским советом.

По твердому убеждению членов «РозУМа», существующий порядок формирования и наполнения бюджета, как бы помягче сказать, несовершенный. А именно:

1. При формировании бюджета его основой являются данные от бюджета прошлого периода.

2. При формировании нового проекта бюджета не учитывается существующая производственно-экономическая база города.

3. Местные органы самоуправления не знают технико-экономической характеристики производственно-экономической базы Николаева, а без этого разумно спланировать бюджет НЕВОЗМОЖНО.

4. При формировании нового проекта бюджета не предусматривается финансирование программ по развитию местных предпринимательских структур, которые являются устойчивой экономической базой наполнения местного бюджета и главным источником дополнительного роста, а также программ улучшения инвестиционного климата города.

5. В структуре исполнительных органов местного самоуправления отсутствует подразделение, которое контролирует, анализирует и несет ответственность за наполнение бюджета города, а также
проводит мероприятия с субъектами хозяйствования по своевременным платежам в бюджет, и отстаивает интересы общины в фискальных и правоохранительных органах. В настоящий период формальный контроль за платежами в бюджет города осуществляет только налоговый орган и казначейство, которые не подчинены городу и имеют свои специфические задачи.

6. В результате отсутствия целенаправленной политики по формированию и наполнению бюджета город безвозвратно уже потерял сотни миллионов возможных поступлений. К числу этих потерь можно отнести недопоступления платежей за аренду земли, по причине полного провала мероприятий в сфере архитектурно-земельных отношений (непринятие горсоветом на протяжение нескольких лет более 2 тысяч земельных вопросов); ущербные для города ставки налогообложения складских помещений, в отраслях, где это – основной актив в сфере деятельности, в результате чего около 1 млн. кв. м складов получили, с «доброй» воли депутатов, преференции и льготы. Город, имея огромный потенциал в виде около 7617 га водной поверхности, не включил этот ресурс в сферу финансово-экономических отношений.

Все это говорит о том, что потенциал дополнительного наполнения бюджета города имеет хорошую перспективу, просто необходимо с разумом использовать его на благо общины.

За прошедшие 5 лет общая сумма бюджета города составила около 18 млрд. грн., из них бюджет развития – 2,7 млрд. грн. Бюджет развития – это особая часть бюджета, средства, которые направляются на развитие города, на формирование его экономического базиса, создания новых основных фондов. 2700 миллионов гривен. Это колоссальная сумма.

А теперь давайте ответим себе, а какое развитие за эти деньги получил город? Что создали? Что построили? Что купили? Какой получили экономический эффект?

Купили в 2018г. незавершенное строительство на Намыве за 11 млн. грн., купили за 18 млн. грн. здание бывшего детского сада №15, купили в Корабельном районе за 3 млн. грн. дом для размещения коммунального предприятия, потратили около 60 млн. грн. на различные проекты, на ремонт или новое строительство объектов коммунальной собственности, около 100 млн. грн. освоено на работах, связанных с водопроводом и канализацией, потрачено около 80 млн. грн. на площадь (и это не конец), непонятно, сколько освоено на благоустройство улиц города.

Горожане не глупые люди, а поэтому задают правильные вопросы.

— Зачем было тратить деньги на покупку «незавершенки» на Намыве, если уже 3 года она стоит, разрушается, и никаких действий по строительству не проводится?

— Зачем было покупать детский сад два года назад, если он стоит и не используется для горожан?

— Зачем было так дорого покупать частный дом для города?

— Почему благоустройство улиц выполняется хаотично по городу, а не в определенной последовательности с предшествующей заменой всех инженерных коммуникаций под пятном благоустройства?

— Является ли приоритетом для жителей города реконструкция площади за такие деньги? Почему при строительстве площади не предусмотрели устройство подземных парковок?
И таких вопросов не счесть.

А кроме того, возникает еще один безответный вопрос: насколько разумными были решения которые позволили размазать по городу 2,7 млрд. грн., какое это развитие, если после реализации этих проектов, их придется переделывать через несколько лет, и снова тратить деньги громады?
Что будет, если такая же политика будет продолжаться?

Члены команды «РозУМ» не согласны с такой политикой расходования средств развития. Мы убеждены, что необходимо срочно, неотложно, изменить принципы и правила использования бюджета города.

1. Бюджет развития города невозможно качественно формировать, не представляя в полной мере существующее положение социально-экономической базы территориальной громады.

2. Бюджет развития города необходимо формировать на основание приоритетов, определенных жителями города и утвержденных в установленном порядке.

3. Жители города должны иметь право на контроль за использованием бюджетных средств, в том числе контролировать качество и полноту строительных работ, а также принимать участие в приемке после их завершения, дальнейшей эксплуатации и гарантийного обслуживания.

4. До включения в бюджет развития, все планируемые проекты в обязательном порядке должны анализироваться на предмет возможности их реализации за счет внебюджетных средств, а также инвесторов, и только при отсутствии такой возможности – выполняться и финансироваться за счет городского бюджета.

5. Бюджет развития не должен финансировать строительство объектов сферы услуг, которые уже представлены предпринимательской средой города. Город должен определить, какие услуги необходимы горожанам, и не бросать ресурсы на проектирование и строительство детских садов, спортивных сооружений и т, д., а выступить заказчиком этих услуг. В результате инвесторы создадут за свои средства необходимые объекты, а город сэкономленные от этого ресурсы направит на другие важные задачи горожан. Изменив подход на привлечение малого и среднего бизнеса к развитию, сферы услуг в Николаеве, город во-первых закроет все проблемные вопросы дошкольных учреждений, во-вторых поддержит местную предпринимательскую среду, в-третьих – увеличит базу налогообложения за счет создания новых рабочих мест, в-пятых – улучшит инвестиционный климат в города, что обязательно привлечет дополнительные ресурсы в город.

6. Одним из основополагающих принципов формирования бюджета развития может стать существующая форма участия населения, по аналогии с городской программой «Общественный Бюджет». Проведенные в его рамках мероприятия за 3 последние года позволили направить 37,3 млн. грн. на проекты, предложенные и одобренные непосредственно жителями города, что подтверждает их важность и актуальность. Дополнив и расширив возможности этого процесса, можно существенно улучшить полноту и качество бюджетной политики города.

Предложения команды «РозУМ» не являются истиной в конечной инстанции. Мы убеждены, что мыслящая часть горожан, эксперты и специалисты в этой сфере подключатся к процессу пересмотра нового подхода к формированию, наполнению и расходованию бюджета города. Итогом чего должна быть разработка и принятие нормативного акта, определяющего новые принципы бюджетной политики г. Николаева.

Председатель правления ГО «РозУМ» П. Л. Мойсол.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *